СюжетыКультура

Девочка взлетела

Анна Асти — российская звезда с украинскими корнями, которая гуляет по барам и хит-парадам, пока в ее родной стране война. Можно ли назвать ее «нашей Тейлор Свифт»?

Девочка взлетела

Анна Асти. Фото: Instagram

Анна Асти обрела популярность в составе украинского дуэта Artik & Asti, а после того, как группа распалась, она начала собственную сольную карьеру и возглавила российские хит-парады. Второй раз подряд она становится артисткой года по версии «Яндекс.Музыки», билеты на ее концерты в Москве и Минске осенью и зимой 2023-го были полностью распроданы, а песни практически беспрерывно держатся на вершинах чартов. В конце сентября певица выпустила свой второй альбом и продолжила тур по России.

Асти выступала на скандальной almost naked вечеринке у Анастасии Ивлеевой в клубе «Мутабор», и после этого новогодние концерты Анны в московском клубе Gipsy и в «Барвихе Luxury Village» отменили. Помимо этого, сервис KION перенес премьеру фильма-концерта Асти: она должна была состояться 5 января, а теперь вместо точной даты стоит «скоро». SHOT и вовсе пишет, что певица может остаться без российского гражданства, которое она получила два месяца назад, из-за жалобы движения «Сорок Сороков».

«Новая-Европа» решила разобраться в феномене Асти и рассказать ее историю — от детства в украинских Черкассах до успеха в России военного времени.

«История Золушки»

Асти всегда называли «украинской исполнительницей». Певица, которую по-настоящему зовут Анна Анатольевна Дзюба, родилась 24 июня 1990 года в украинском городе Черкассы и до 2013 года жила и строила свою сольную карьеру в Украине.

Родители девушки также были музыкантами: мама Анны Тамара пела в ансамбле с ее отцом Анатолием, который играл на ударных. Однако отец в итоге стал бизнесменом в сфере общепита, а мать преподавала на курсах кройки и шитья.

Окончив среднюю школу, Анна поступила в юридический, а во время учебы в вузе подрабатывала юристом и визажистом. В интервью Ксении Собчак Анна говорила, что у нее были сложные отношения с отцом и что он какое-то время даже занимался продажей наркотиков в Черкассах.

В 2010 году родившийся в Запорожье продюсер Артем Умрихин предложил Анне Дзюбе сотрудничество после того, как услышал ее выступления в интернете: его привлек тембр голоса. Через три года группа переехала в Москву. Artik & Asti стали частью украинской музыкальной экспансии периода 2000–2010-х, когда значительная доля хитовой поп-музыки в России делалась украинцами, такими как Вера Брежнева (из Днепропетровской области), киевская «ВИА гра», Светлана Лобода (из Ирпеня Киевской области), Ани Лорак (из Черновицкой области), Монатик (из Волынской области), Иван Дорн, выросший под Киевом.

Умрихин в разговоре с Собчак выразил мнение, что талантливые артисты есть и в России, и в Украине, но в Украине они, по его мнению, «более фирменные, европеизированные»: «Это было испокон веков — народность более певческая»,

— говорит он.

Артем Умрихин и Анна Дзюба. Фото: Instagram

Артем Умрихин и Анна Дзюба. Фото: Instagram

За десять лет Artik & Asti выпустили четыре студийных альбома, получили несколько наград «Золотой граммофон», VK Music Awards, а также премии каналов RU.TV и «Муз-ТВ». По итогам 2020 года пара попала в топы по прослушиваниям на большинстве популярных в России стрим-сервисов.

«Мне повезло. Как я вообще попала сюда из Черкасс? Непонятно как, по сути. Это история Золушки. <…> Это десять лет идти к своей цели и дойти до такого уровня. И это без таланта и без упорства не пройти», — говорит Анна.

Анна Асти / Telegram

Анна Асти / Telegram

Музыкальные критики в разговоре с «Новой-Европа» подтверждают: в начале пара была готова выступать за минимальную сумму перед богатой публикой, чтобы их услышали и потом позвали на корпоративы. Они долго искали целевую аудиторию, обивая пороги радиостанций, музыкальных телеканалов и концертных залов. У них не было продюсера вроде Макса Фадеева (продюсировал SEREBRO, Molly, Наргиз, также работал с бывшими участниками российской «Фабрики звезд» — Юлией Савичевой, Леной Темниковой и Полиной Гагариной.Прим. ред.), который вливал бы в них деньги. Но их простой материал с запоминающимися мелодиями и текстами действительно цеплял.

Половинка «Неделимых» становится «Царицей»

Песни Анны Асти схожи по тематике, смыслу и музыкальному стилю. Это послания-рассказы о созависимых отношениях, где лирическая героиня или страдает, предчувствуя скорое расставание, или уже рассталась с партнером и остро переживает разрыв, обиду и злость. Или же она «возрождается», воспринимая пережитое как ценный опыт.

Музыкальный журналист и редактор «Волны Латвия» Николай Овчинников в разговоре с «Новой-Европа» выразил мнение, что звук песен Асти — это «пример доведения до абсурда» поп-хауса, самой востребованной музыки второй половины 2010-х: «Стучит бас-бочка, пульсирует электронный бас, немного старомодной акустики, сдержанные атмосферные клавишные. Все это выросло из ностальгии по попсе конца девяностых», — рассуждает он.

Овчинников говорит, что он бы не разделял творчество девушки в составе группы и в качестве сольной исполнительницы. Но если последовательно прослушать альбомы Асти с начала ее карьеры до самых последних хитов, можно проследить, как лирическая героиня эмоционально растет, становясь мудрее и независимее.

Ранние песни певицы в составе группы Artik & Asti — описание самого начала созависимых отношений. Девушка постоянно напоминает партнеру, что она рядом и что ему «все можно» («Тебе все можно», 2016, 28 млн просмотров на YouTube), и считает, что круто быть «одним целым и неделимым», ощущая при этом между собой и партнером «космос и бесконечность» («Неделимы», 2017, 134 млн просмотров на YouTube). В этих строках звучат не только первые переживания и «красные флажки» созависимости, но и наслаждение от таких отношений.

Поздние песни в составе группы — уже предчувствие скорого расставания и сам разрыв. И девушка, и юноша горюют, что «тот, кто был» им так «необходим», уже «слишком чужой, чтобы быть родным» («Грустный дэнс» с Артемом Качером, 348 млн просмотров на YouTube). Это минорные песни-страдания, где оба партнера переживают кризис, рассказывают о своих чувствах и со скандалом отпускают друг друга.

В ноябре 2021 года Artik & Asti официально распались. Анна покинула группу, а вместо нее в проект вошла Севиль Велиева — певица, родившаяся в Узбекистане и выросшая в Крыму.

Artik & Asti продавали публике песни-диалоги двух людей, и какие-то приемы, которая Анна использует сейчас, были нащупаны еще тогда.

В ее песнях до сих пор заметен принцип этого диалога, только теперь этот мужчина стал воображаемым. Также в композициях стало меньше хип-хопа, так как речитативную часть читал Умрихин (при этом речитатив у Анны все еще присутствует — например, в песне «Царица»).

Дальше — песни Асти уже без Артика. Анна представила свой сольный проект ANNA ASTI в конце 2021 года под крылом российского отделения музыкального гиганта Universal Music, и поэтому неудивительно, что хиты Асти зазвучали везде. А в марте 2022 года — после начала российского полномасштабного вторжения в Украину — Universal покинул РФ.

Тогда Асти открыла собственный лейбл — Fenix Music. Однако связи в индустрии у нее остались прежними, и над брендом ANNA ASTI сейчас работают десятки людей, отметил музыкальный журналист Денис Бояринов в разговоре с «Новой-Европа»: «Это все та же команда, которая знает, как раскручивать песни, как их продюсировать и промоутировать. Поэтому мы и видим такие впечатляющие результаты — она работает с очень хорошими профессионалами, это действительно честное производство популярных песен».

Анна Асти. Фото: VK Fest / VK

Анна Асти. Фото: VK Fest / VK

Автор большинства текстов к дебютной пластинке — композитор Дмитрий Лорен, который писал стихи к песням Светланы Лободы («Лети», «Родной»), Полины Гагариной («Ангелы в танце»), Елены Темниковой («Неон») и других.

Бояринов в разговоре с «Новой-Европа» отметил, что у Лорена узнаваемая манера «составлять слова в тексты»: он умело вкрапляет туда приметы и «маячки» современной жизни горожан (эсэмэски, пьяные звонки, сторис в инстаграме), но при этом рассказывает все ту же старую добрую историю про драму безответной любви.

Асти с Дмитрием Лореном. Фото: Instagram

Асти с Дмитрием Лореном. Фото: Instagram

«Феникс» — это перерождение и воскрешение. Ключевая строка одноименного ведущего сингла — «чтобы воскреснуть, нужно испепелить» (2022 год, 95 млн просмотров на YouTube). Эта композиция не такая танцевальная и быстрая, как другие песни Асти, но привлекает сюжетом и яркими лирическими образами: девушка выбрасывает старые чувства, «сажу, копоть» и боль, оставляя себе «только опыт», и перерождается, как птица феникс. А дальше происходит своеобразная месть и отзеркаливание:

где-то в другой жизни она, пообещав подарить партнеру сердце, протягивает ему лишь «холодный камень», и это уже он «глотает снотворные от обиды», испытывая одновременно и боль, и ненависть к лирической героине.

Избранный сингл первой пластинки Асти — «По барам» — стал хитом 2022 года, прогремевшим после того, как Россию покинули западные мейджор-лейблы и целый ряд топовых артистов и продюсеров. Он набрал почти 200 млн просмотров на YouTube, был в трендах тиктока весь год, поднялся в топ-1 даже на российской музыкальной радиостанции в Латвии и до сих пор занимает верхние позиции российских чартов. Сюжет композиции прост: пара рассталась, и лирическая героиня «поумнела, а может, просто разлюбила», в то время как «недолюбленный мальчик» шатается «по барам в пьяном угаре», вспоминая, как они «гуляли по тротуару».

Дальше — больше.

Развернувшаяся в родной стране Асти война не помешала ей подружиться с Филиппом Киркоровым, ранее поддержавшим российское вторжение. И в апреле 2022 года вышла первая их совместная работа «Хобби».

По сюжету, более опытный в любовных делах мужчина (Киркоров) дает своей подруге (Асти) советы о том, как пережить утрату, и предлагает «еще по виски», обещая, что «скоро отпустит». Поп-король появляется и в фильме про Асти на платформе KION. «Блин, опять хитяра (о песне «Космически». — Прим. ред.)! Ты вообще, ты понимаешь, что ты сегодня номер один?» — говорит он.

Асти и Киркоров. Фото: Instagram

Асти и Киркоров. Фото: Instagram

Лирическая героиня второй пластинки «Царица» уже явно не первый месяц ходит к психологу. Она стала мудрее и сильнее, учится понимать и принимать себя, а главное — жить в любви к себе. Она уже не слабая, не растерянная. Да, она одинока, но самодостаточна, справляется со всем сама (как героиня песни «Ночью на кухне») и понимает ценность этого. У нее внутри уже не сердце, а «драгоценный камень», и сама она — царица, в то время как ее бывший партнер пьян по ее вине и «поплыл» прямо в центре дэнс-площадки.

«Фабрика хитов»

Единообразие — одновременно и плюс, и минус творчества Асти. С одной стороны, услышав знакомый, по-своему уникальный голос, свойственное ей исполнение и одни и те же биты, слушатель сразу ее узнает. Исполнительница словно нашла рецепт, помогающий ей превратить каждую идею в хит. Однако, с другой стороны, многие критикуют ее творчество как «одинаковые песни об одном и том же».

Овчинников в разговоре с «Новой-Европа» указывает на то, что любовь — фактически единственная тема всех треков Анны, и кроме любви в этом мире будто бы ничего и не существует. Музыка Асти, продолжает Овчинников, превратилась в элегантное обрамление для зеркала, как на обложке последнего альбома, в набор звуковых паттернов, которые можно бесконечно перетряхивать.

Бояринов согласен с этим: по его мнению, сольный проект ANNA ASTI можно назвать «фабрикой по производству хитов» — все песни имеют некий трафарет и в структурном, и в идейном, и в музыкальном плане, и этот трафарет крутится вокруг «банальной, прямой танцевальной хаусовой бочки».

Обложка последнего альбома Асти. Фото: YouTube

Обложка последнего альбома Асти. Фото: YouTube

Но в этой «усредненности» и есть причина ее успеха, считает Овчинников: «Асти предлагает максимально дистиллированный поп о максимально дистиллированных чувствах. Он бередит душу, но не проникает в нее. Он веселит тело, но не отправляет тебя в космос. У этой музыки нет катарсиса. Она занимает, она развлекает, она радует, она застревает в голове, она отлично идет фоном к чему угодно: от поездки в такси до унылого сидения в офисе.

Наверное, в этом и есть секрет успеха — красивая жизнь с маленькими трагедиями и уютным оформлением. Всем угодно, всем доступно, никаких острых углов».

Бояринов отмечает, что Асти хорошо попадает в аудиторию — это молодые женщины, горожанки, которые переживают похожие драмы и конфликты и нуждаются в песнях, которые бы угадывали их жизнь. Их привлекает образ сильной, уверенной в себе девушки, которая хоть и зависит от мужчин, поскольку постоянно находится в процессе выяснения отношений с ними, но тем не менее имеет независимый и гордый вид.

Асти страдает и переживает, но делает вид, что у нее все хорошо, а тот, кто ее обманул и предал, об этом пожалеет, рассуждает Бояринов. Кроме того, нельзя отрицать большую целенаправленную работу, которая ведется по раскрутке певицы на протяжении уже больше десятка лет:

Асти и танцевальная команда. Фото: Instagram

Асти и танцевальная команда. Фото: Instagram

«Асти и команда, которая за ней стоит, нащупали некий рецепт работающего хита. Если пытаться его описывать, это версия сериала "Секс в большом городе", но в песенном формате. В каждой песне Асти героиня ведет воображаемый диалог со своим молодым человеком, с которым она состояла в конфликтных отношениях. Это драма, раскручивающаяся вокруг любви, романтических чувств, написанная современным языком. Поклонницы Анны Асти узнают себя в этих сюжетах», — говорит Бояринов.

Исследователь русского шансона Наталия Хомякова выразила мнение, что Анна Асти — это «Ирина Аллегрова для тех, кому сейчас меньше 45 лет». Она отмечает, что Аллегрова начинала с «Электроклубом» и пела в тандеме с Игорем Тальковым, но страна по-настоящему ее узнала и полюбила только в сольном статусе.

«Аллегрова голосом с хрипотцой поет о сильных женщинах, которым не повезло с любовью. Но она не прям страдает, а продолжает зажигать, чтоб сдохли те, кто ее не захотел. Асти — аналогично, но голос не звонкий, а сиплый»,

— рассуждает Хомякова.

«Императрица» — это мать «Царицы», продолжает она. «Одна в объятьях юных кавалеров забывает обо всем. Вторая танцует так, что у девочек от зависти перекашивает лица, а мальчик плывет и попадает, стесняется и целуется. В них обеих легко влюбиться. Но им никто не нужен, потому что они правят балом».

Как обращает внимание в разговоре с «Новой-Европа» журналист Бояринов, существует мнение, что Асти на российском музыкальном поприще заменила Светлану Лободу — украинскую певицу, которую «хирургическим путем вырезали из российского рынка по причине ее происхождения и отношения к войне в Украине».

Светлана Лобода во время второго полуфинала конкурса песни «Евровидение» в Москве, 14 мая 2009 года. Фото: Юрий Кочетков / EPA

Светлана Лобода во время второго полуфинала конкурса песни «Евровидение» в Москве, 14 мая 2009 года. Фото: Юрий Кочетков / EPA

Лобода также выступала в жанре сильной, уверенной в себе роскошной женщины, которая много вытерпела от мужчин, но не подает виду. Лобода в день начала войны написала антивоенный пост и выступает по Европе с благотворительным туром. Асти же объявляет о дополнительных концертах, чтобы вместить всех желающих попасть на ее выступления в России и Беларуси.

Назвать ее «нашей Тейлор Свифт» можно только в контексте того, что Свифт — главная поп-певица в США, а Асти — главная поп-певица в России, считает Бояринов.

Хочется сказать: какая страна, такая и Тейлор Свифт.

Но в чем измерять «главность»? «Да, в 2022–2023 годах она неплохо так заработала. Но есть много других певиц в России, довольно популярных. Почему не Полина Гагарина? Почему не Лолита?», — говорит Бояринов. Он подчеркивает, что Свифт сама пишет свои песни, в то время как у Асти есть сонграйтер Дмитрий Лорен, которому во многом она и обязана своей популярностью. Как у Аллегровой — Игорь Николаев, добавляет Хомякова.

«Паника от толпы»

Как рассказывала Собчак в интервью с Артемом и Анной в 2021 году, в СМИ распространялась информация о том, что Асти якобы ни разу в своей жизни не ходила на выборы (в том числе в 2019 году, когда в Украине выбирали президента), так как испытывает «панику от толпы». Анна посмеялась, но отрицать это не стала.

Она говорила, что не думала получать российское гражданство, так как до войны часто ездила навещать своих родных в Украине, и с украинским паспортом это делать было куда проще, нежели с российским. Однако на вопрос, хотела бы она вернуться в Киев и жить там, она ответила отрицательно, объяснив, что уже построила свой быт в Москве.

На родину певица так и не вернулась. О войне в родной стране публично не говорила. По информации украинских блогеров и СМИ, 24 февраля 2022 года — в день вторжения — она была в Украине, но потом вернулась в Москву (сама певица это не подтверждала. — Прим. ред.). При этом Асти говорила, что хотела бы записать украиноязычную композицию.

В октябре 2023 года стало известно, что она получила российское гражданство (впрочем, сейчас, по сообщениям телеграм-каналов, она может остаться без него из-за выступления на «голой вечеринке» у Насти Ивлеевой). 

В России у Асти также есть свой собственный салон красоты и бар. А Артем Умрихин — ее экс-партнер по Artik & Asti — в январе 2023 года эмигрировал из России в Объединенные Арабские Эмираты.

Российские СМИ писали, что Асти «натурализовала российское гражданство» и что на этот шаг она пошла из-за проблем с налоговой.

Украинские же СМИ назвали певицу «предательницей» и «поклонницей путинского режима»: «Получить паспорт РФ для скандальной певицы было несложно, ведь с 2020 года она состоит в браке с российским бизнесменом Станиславом Юркиным. К слову, получение российского гражданства поможет предательнице зарабатывать больше кровавых рублей и упростит процедуру уплаты налогов, за счет которых Россия ведет войну в Украине, ежедневно обстреливает украинские города и убивает невинных людей», — писал TCH.

«Новая-Европа» направила запрос в PR-службу певицы, но не получила ответа.

pdfshareprint
Главный редактор «Новой газеты Европа» — Кирилл Мартынов. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.